Первая встреча группы 15 и 16 октября 2016 года.

Программа «Теория и практика работы с семьей» снова стартует в Минске. У Вас есть возможность присоединиться к этому проекту. Его уникальность - в отработанной методологии и сплоченной команде : Наталья ОлифировичТина Уласевич, Анастасия ШапельГеннадий Малейчук.

Цель программы: приобретение практических навыков консультирования и психотерапии семьи. Участие в программе также позволяет повысить уровень осознавания семейно-обусловленных проблем участников.

Содержание программы:

1. Основные понятия и принципы системной семейной терапии.

Понимание семьи как системы. Параметры семейной системы: структурные, процессуальные и исторические.

Структурные параметры. Структура семьи: состав семьи и основные параметры. Типы дисфункциональных семейных структур. Диагностика и техники работы с семейной структурой.

Процессуальные параметры. Процесс функционирования семьи. Жизненный цикл семьи. Коммуникация в семье. Регуляторы семейной системы.

Исторические параметры. Работа с семейной историей. Концепция «семейной истории» в рамках психодинамического и трансгенерационного подходов. Работа с семейной историей. Техника «Генограмма» (М. Боуэн). Отработка навыков построения и анализа генограммы. Фокусированная генограмма. Геносоциограмма. Семейные мифы. Работа с семейными мифами в рамках семейной терапии.

2. Теории и школы семейной терапии.

Психодинамический подход. Школа Пало-Альто. Системная семейная терапия. Стратегическая семейная терапия. Структурная семейная терапия. Метод системных семейных расстановок. Нарративная семейная терапия.

3. Этапы и кризисы развития семьи.

Психологические проблемы и задачи развития семьи на основных этапах ее жизненного цикла. Психологическая помощь семье, переживающей нормативный кризис. Ненормативные кризисы семьи: измена, развод, инцест, болезнь, смерть одного из членов семьи. Основные направления психологической помощи семье, переживающей ненормативный кризис.

4. Организация процесса семейной терапии.

Техники семейной терапии. Структура первой встречи с семьей. Заключение контракта с семьей. Организация процесса работы с семьей в системной семейной терапии. Классификация технических приемов работы с семьей в семейной терапии. Техники интервьюирования семьи. Циркулярное интервью. Техники, направленные на изменения поведения членов семьи. Парадоксальные техники. Арт-терапия в работе с семьей. Особенности и виды арт-терапевтических методов. «Рисунок семьи» и различные вариации данной техники, «Каракули Винникота», «Коллаж», «Маски», «Совместный рисунок», «Семейный (родовой) герб» и др. Сказкотерапия. Метафорические проективные карты.

5. Работа супружескими парами.

Принципы организации психотерапевтической работы с супружескими парами. Поле интервенций в супружеских отношениях: процесс и содержательная сторона общения супругов; балансы; способы сопротивления и др. Техники прояснения коммуникаций. Исторический аспект в отношениях пары: влияние семейной истории. Гендерный аспект супружеских отношений: мужские и женские роли в семье. Любовь в супружеских отношениях. Восстановление контакта в супружеской паре. Повторные браки, «лоскутные» семьи и др.

6. Работа с сексуальными проблемами.

Работа с сексуальностью супругов Сексуальный цикл, работа с циклом сексуальной реакции. Сексуальные дисфункции, их причины и классификация. Работа с сексуальными дисфункциями. Агрессия в сексуальных отношениях. Работа с сенсорными каналами. Работа с сексуальными фантазиями и метафорами. Сексуальные расстройства у женщин и мужчин. Гомосексуальность, гетеросексуальность, бисексуальность.

7. Работа с детьми.

Основные понятия и принципы работы с детьми. Организация терапевтического процесса в работе с детьми. Особенности установления контакта с ребенком. Способы работы с детским сопротивлением. Техники и приемы при работе с детскими страхами и агрессивностью. Психологическая помощь гиперактивному ребенку. Психологическая помощь замкнутому ребенку. Способы работы с детской виной и одиночеством. Терапия детско-родительских отношений.

8. Психосоматика в семье.

Телесно-психическая матрица. Раннее развитие психики. Слияние: одна жизнь на двоих. Влияние способности матери трансформировать физическую или психологическую боль ребенка на становление его идентичности. Интроекции неустойчивых семейных констелляций как фактор соматизации детей. Соматизация как защита. Работа с психосоматическими и соматоформными расстройствами. Симптом как семейное послание. Роль симптома в функционировании семьи.

9. Работа с психосоматическими и соматоформными расстройствами.

Симптом как семейное послание. Зависимость как семейный симптом. Классификация зависимостей. Понятие о созависимости. Исторический аспект возникновения зависимости в семье. Особенности функционирования семей с химической зависимостью: структурные дисфункции, нарушение коммуникаций, характерные роли в семье с химической зависимостью. Особенности психотерапии семей с химической зависимостью.

Программа «Теория и практика работы с семьей» представляет собой цикл из семинаров-практикумов, охватывающих общие принципы психотерапевтической работы с семьей в рамках системного подхода. Каждый семинар-практикум включает знакомство с основными направлениями и подходами семейной терапии, овладение базовыми уменими и навыками семейного психотерапевта, процесс-анализ терапевтических сессий в ходе работы над собственными семейно-обусловленными проблемами. Каждый семинар-практикум проводится тематическим тренером, являющимся специалистом по заявленной теме.

Домашние задания включают чтение рекомендованной литературы и отработку технических навыков (проведение отдельных методик и сеансов с семьями и парами). Тем, кто не является участником гештальт-программы, рекомендуется 20 часов индивидуальной/семейной терапии у одного из рекомендованных специалистов. Также для участников, не обучающихся в гештальт-программах, рекомендуется дополнительно пройти 30 часов практикума для отработки основных навыков и техник интервьюирования клиента/семьи в малых группах (тройках) и посетить специализированный летний интенсив.

Семинары проходят в выходные дни: суббота и воскресенье по 6 часов в день. Периодичность – раз в месяц. Общее количество 180 академических часов. Длительность программы – 1,5 года.

При успешном завершении программы участникам выдается сертификат Белорусской Ассоциации психотерапевтов.

Студентам МГИ программа защитывается как специализация.

Запись на программу проводит Наталья Олифирович.