Лекция, прочитанная на 3-ой гештальт-конференции в Барановичах в октябре 2012 года.

Пожалуй, в данной аудитории я не открою истину, когда заявлю, что тело человека является хранителем его жизненного опыта. Существует и более радикальная точка зрения, что тело – это материализованное воплощение души.

Связь психики и тела известна со времен античности, и отражается в известном выражении: «В здоровом теле-здоровый дух». Если у Вас, например, болит зуб, а Вам необходимо выполнять важную работу, эта поговорка приобретает особенное значение. В западной психологической традиции на связь психики и тела обратил внимание Зигмунд Фрейд, отметив, что неразрешимые бессознательные конфликты часто находят отражение в телах пациентов в виде определенных «истерических» симптомов, в наше время данные симптомы называют соматоформными. Ученик З. Фрейда – Вильгельм Райх обратил внимание на то, что те или иные эмоциональные конфликты отражаются в телах пациентов в виде определенных телесных зажимов. В Райха считают «отцом-основателем» телесно-ориентированной терапии. Со времен Райха тело человека стало предметом анализа не только медицины, но и психотерапии. Возникли даже целые школы и направления телесно-ориентированной психотерапии, которые по морфологической (телесной) структуре человека могут интерпретировать те или иные особенности его развития, травмы и работать с ними (например, бодинамика). Внимание к телу клиента не обошли и различные психотехники (НЛП и т.д.), многие из присутствующих в аудитории знакомы с ними. На прилавках магазинов появились книги, например А.Пиз: «Язык телодвижений», содержащие интерпретацию телесных поз человека. Следует отметить, что всякого рода интерпретация телесности, и этот тезис является ключевым для нашей сегодняшней лекции, является спекулятивным занятием, так как в морфологической структуре человека, в особенностях его позы и движений всегда присутствует множество контекстов или аспектов. Например, сгорбленные плечи человека могут свидетельствовать о его неуверенности, желании «скрыть свою душевную жизнь от чужих глаз», но в тоже время, они могут характеризовать и человека гиперответственного, взваливающего на свои плечи большой «ворох» проблем, который он не может унести. Наконец, сгорбленные плечи могут быть результатом социализации – учебы в школе, занятий спортом. Видите, сколько контекстов или, как мы говорим в гештальт-терапии «феноменов», присутствует в одной позе! Следует отметить, что изменение позы волевым усилием невозможно, так как телесная структура отражает творческую адаптацию человека к окружающим условиям и является результатом всей его жизни. В каждой телесной структуре, движении мы имеем дело с устоявшимся паттерном (привычкой), который можно изменить только при создании определенных условий и длительной работы человека над собой.

Независимо от того, каким направлением терапии мы занимаемся, за исключением «онлайн –консультирования», где мы контактируем с образом клиента, в психотерапии мы имеем дело с человеком –воплощенным, состоящим из «плоти и крови». Вместе с клиентом на терапию приходит вся его жизненная история, записанная в теле.

В гештальт-терапии мы придерживаемся точки зрения, что психика ‑ это продукт социальных отношений, или продукт контакта. Исходя из этой точки зрения, во многом психотерапия и работает, меняя особенности отношения, контакта, мы помогаем нашим клиентам «по-новому» взглянуть на свою жизнь, переосмыслить её и принять себя. Телесность человека так же является результатом взаимоотношений человека с окружающей средой. Часто телесность ‑ это даже бессознательное следование определенным семейным программам. Например, есть в роду истории, связанные с горем и потерями, а на территории бывшего Советского союза сложно найти семью, где не было бы подобных историй: революции, войны, коллективизация, стихийные бедствия и т.д. Всё эти семейные истории могут приводить к тому, что у человека в подсознании присутствует семейное послание (интроект) о том, что «радоваться не позволительно, счастливым быть нельзя, деньги нужно зарабатывать тяжелым трудом и т.д.». С более-менее зрелого возраста у него на лице образуется «маска печали», или «маска человека с тяжелой судьбой», таких людей можно увидеть «невооруженным взглядом»‑ спазмированные, зажатые, неподвижные мышцы лица, печальные глаза, смотрящие «внутрь». Поэтому, нам важно обращать внимание на телесность наших клиентов. На что особенно важно обращать внимание? Сейчас не хотелось бы уходить в интерепретации, так как (я уже упоминал ранее) всякая интерпретация предполагает некоторую однозначность и ограниченность, а в гештальт-терапии, мы рассматриваем телесность клиента как результат творческого приспособления к окружающей действительности, как некоторый феномен, который свойственен конкретному клиенту. Тем неменее, на какие аспекты телесности особенно важно обращать внимание в процессе терапии?

Лицо отражает отношения с окружением, в какой среде находится, либо находился человек. Часто лицо может представлять застывшую маску вследствие определенных событий, например травматического свойства. Лицо наиболее полно отражает те эмоциональные конфликты, которые испытывает человек. Например, анатомы некоторые мимические мышцы обозначают согласно тем эмоциональным состояниям, в которых они принимают участие, например, мышца, опускающая угол рта (с лат. depressor), или большая скуловая мышца – мышца смеха. Неразрешимые эмоциональные конфликты, непережитые состояния отражаются в прямом и переносном смысле на лице. Женщины, живущие с зависимыми, часто приобретают маску страдалицы, вечно недовольной жизнью. Люди, озабоченные карьерой, социальными достижениями так же нередко носят «маску респектабельности», стараются не выражать эмоций и нередко страдают от депрессии.

Следующий телесный феномен, который требует пристального внимания терапевта ‑ глаза и взгляд. Есть известное выражение – глаза – зеркало души человека. Глаза являются универсальным передатчиком внутреннего состояния человека. Каждый из присутствующих не раз это замечал, когда видел, как меняется взгляд двух влюбленных при встрече, либо как смотрят друг на друга два врага. Опытные клиницисты, при взгляде на лицо и глаза абсолютно трезвого человека могут безошибочно сказать, употреблял ли он систематически наркотические вещества, либо алкоголь. Подвижность глаз клиента требует особого внимания терапевта, так как в этих движениях может содержаться важная информация. Например, человек, который избегает прямого взгляда, никогда не смотрит в глаза ‑ с одной стороны может избегать конфронтации, так как прямой взгляд «глаза в глаза» предполагает максимальное присутствие, с другой стороны – это может быть и желание «закрыться», «спрятать» свою душевную жизнь от других людей. Корни этой проблемы нередко уходят корнями в детство, когда ребенка наказывают и заставляют при этом смотреть в глаза, любой прямой взгляд для такого человека в последующей жизни приравнивается к психическому распаду. Я не буду подробно останавливаться на различных модальностях взгляда: «пристальны», «злой» и т.д. Хотелось бы отдельно отметить, что многие родители, мужья, жены, не обучаясь психотехникам, безошибочно по глазам научаются распознавать, лжет им или не лжет их близкий. Почему? Ответ прост ‑ глаза всегда передают внутреннее состояние человека, и нередко его отношение к вам.

Голос как феномен телесного присутствия. Нередко можно наблюдать резкое расхождение между телесным воплощением и голосом человека. Например, недавно звонил клиент, по голосу моё воображение нарисовало подростка лет 13, думал на психотерапию придёт с родителем. В итоге пришел молодой человек 22 лет, студент выпускного курса одного из престижных Вузов страны. О чём в данном случае свидетельствовало расщепление между голосом и телом? О непрожитом подростковом травматическом опыте, об отношениях с авторитетными фигурами. На протяжении терапии голос клиента менялся, становился грубым «мужским». Голос-это интересный аспект телесности, с одной стороны с помощью громкого, грубого слова можно отстоять себя, восстановить границы, с другой – позвать на помощь, выразить нежные чувства. Любые нарушения голоса: тихий, подавленный, громкий, «требующий», требуют пристального внимания терапевта, так как за этими нарушениями скрыта определенная история отношений человека с окружающим миром. Например, подавление сильных, враждебных чувств, подавление желания о помощи и т.д.

Особенности позы, качество «заземления» клиента. Заземление – термин часто встречающийся в психотерапии, особенно в телесно-ориентированой. Заземление означает контакт с физической реальностью. Мы заземлены через своё тело. Ощущение заземления даёт нам ощущение уверенности в себе, в своих силах, доверия к себе. Человек в процессе онтогенеза заземляется различными способами ‑ первый через тело матери, еще в матке, затем лежа, затем сидя, ползая, и наконец ‑ научаясь ходить. Ноги в теле отвечают за опору, за связь с землей. Человек, который не может опираться на свои ноги, не может опираться и на себя. Отсутствие заземления означает отсутствие связи с реальностью. В психотерапевтическом процессе следует особое внимание уделять месторасположению и позе клиента. Сколько пространства он занимает в кабинете, если в кабинете находится кресло или стул, как клиент сидит на нём, полностью опираясь спиной и мышцами ягодиц, либо присаживается на край. Что в процессе рассказа о себе происходит с ногами клиента? Нередко можно наблюдать интересный феномен, когда ноги клиента отрываются от пола, и он опирается только лишь большими пальцами ног. Часто такая ситуация возникает в особенно волнительные моменты сессии. Дополнительное заземление – постановка всей ступни на пол, изменение позы помогает вернуться к реальности, прикоснуться к невыносимым чувствам и пережить их.

Дыхание как важнейший аспект телесного присутствия. Дыхание – основа жизни на земле. Без дыхания человек в среднем может прожить не более 5-7 минут. Осознанный контроль над дыханием – один из древнейших способов борьбы со стрессом, восстановления душевного равновесия, очищения организма. Философы и духовные наставники древнего Востока отмечали прямую и обратную связь между дыханием и эмоциональным состоянием человека. Чем глубже и спокойнее человек дышит, тем большей энергией наполнен его организм, тем больше в нём жизненной силы, и, наоборот, если человек болен, то его дыхание поврехностное и частое, энергии в организме не хватает. Легкие в восточной медицине – являются главным органом энергетической загрузки организма и основным центром его очищения. Символический аспект дыхания – это связь, контакт с окружающим миром. Данный аспект проявляет себя и в процессе терапии. Если человек (клиент) желает отсечь от себя неприятные, невыносимые чувства, он задерживает дыхание. В результате появляется такое состояние как внутреннее напряжение. И наоборот, бурная активизация, аффективный всплеск характеризуется учащением дыхания. Таким образом, любые эмоциональные изменения характеризуется либо остановкой, либо учащением дыхания. В телесно-ориентированной терапии – дыхание является универсальным мостом, связывающим тело, эмоции, мысли и чувства. И дыхание является, пожалуй, главной составляющей переживания человеком любого жизненного события. Соответственно, в терапевтической работе терапевту крайне важно обращать внимание на собственное дыхание и дыхание клиента, когда происходят своеобразные точки «замирания» или точки «остановки», если клиент говорит о сильных эмоциях, и при этом останавливает дыхание, в этот момент он осуществляет разрыв между мыслями, чувствами и телом. В некоторых видах телесно-ориентированой терапии (биосинтез), существуют определенные невербальные паттерны дыхания. Если дыхание углубляется либо становится ровным, данная реакция расценивается как "да-реакция", то есть клиент отзывается на прикосновение и нахождение рядом терапевта. Если дыхание клиента стало более поверхностным и редким, - это сигнал "нет", действия терапевта не способствуют созданию условий телесной саморегуляции. Если ничего не происходит, - реакция нейтральная, что может быть признаком отсутствия контакта с клиентом. Важно всегда отслеживать, что происходит с собственным дыханием и с дыханием клиента для того, чтобы поддерживать процесс переживания различных событий в процессе терапии.

Подводя итого, хочется отметить, что телесность, физическое присутствие в реальности объединяет и клиента и терапевта в процессе психотерапии. Внимание к телесности часто помогает открыть доступ к настоящему моменту, осознать себя таким, каков ты есть.