Лекция, прочитанная на 2-ой гештальт–конференции в Барановичах в феврале 2012 года.

Тело – предмет изучения не только медицины, как правило, в связи с определенными заболеваниями, но и предмет изучения психотерапии. Благодаря нашему телу мы воплощены в реальности. Есть расхожее выражение: «Тело – храм души», однако тело и есть материализованное воплощение души. Мы приходим в этот Мир из лона матери, обличенными в определенную телесную оболочку, и первые наши ощущения – это ощущения тепла и прикосновения. На основе этих ощущений в дальнейшем развиваются и эмоции, которые характеризуются континуумом «приятно-неприятно». По сути, вся наша психическая жизнь зарождается и развивается из наших телесных ощущений.

Первое осознавание того, что я есть, я существую, ребенок получает благодаря телесному контакту с матерью. Со временем наше тело превращается в хранилище всего жизненного опыта. Различные неразрешенные эмоциональные конфликты детства структурируются в теле хроническим мускульным напряжениями, которые порабощают человека, ограничивая его подвижность и способность чувствовать. В психоаналитической традиции существует известное направление, от которой берет начало вся телесно-ориентированная психотерапия – вегето-терапия Вильгельма Райха. Он, обладая медицинскими и психоаналитическими знаниями, обратил внимание на то, что невротические конфликты отражаются в теле пациента в виде определенных мышечных блоков или зажимов, Вильгельм Райх называл их мышечным панцирем. Всего он выделял 7 мышечных блоков или зажимов: челюстно-лицевой, шейный, плечевой, грудной, диафрагмальный, брюшной и тазовый. Каждый из этих зажимов свидетельствует о неразрешимых эмоциональных конфликтах человека. Воздействуя непосредственно на эти зажимы, Вильгельм Райх получал изменения в эмоциональной жизни своих пациентов. Традиция вегето-терапии привела к возникновению множества школ и направлений современной телесно-ориентированной психотерапии, это и широко известная вам биоэнергетика. А Лоуэна, биосинтез Дэвида Боадэллы, бодинамика, телесная педагогика Моше Фельденкрайза и т.д. Многие из основателей школ и направлений современной телесно-ориентированной терапии обращались к Восточной традиции, где уже много тысяч лет, например в даосизме, уделяется внимание нашему телесному воплощению и интеграции духа, разума и тела. Все, кто занимался или занимается восточными практиками, которые широко представлены и популярны в нашей культуре, знают и ощущают на себе, какой эффект данные практики (к примеру йога) оказывают на наше эмоциональное состояние.

Сейчас хотел бы вернуться к современной психотерапии. Какую функцию (может быть, это звучит громко) выполняет современная психотерапия в обществе? Задача любой психотерапии, и гештальт-терапии в частности – это интеграция человека в трех сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Интегрированный человек – это скорее утопия, это идеал, интегрированных людей не существует, существуют люди, которые находятся в удовлетворительном балансе с собой и окружающими людьми. Что такое интегрированность? К примеру, здесь и сейчас (на лекции) у вас возникает определенный импульс или желание пойти на мастерскую (мини-тренинг), на основе этого импульса рождаются эмоции, образы, вы думаете о предстоящей мастерской, взвешиваете в уме, холодно там или тепло, принимаете решение и идете на мастерскую. Что происходит в ситуации дезинтегрированности? Возьмем, например, созависимые отношения. Приходит к вам клиент на психотерапию и говорит: «Хочу уйти из этих отношений», и ходит полгода, но ничего не меняется. В процессе работы выясняется, что существует якобы желание, которое продиктовано знанием о том, что такого рода отношения относятся к созависимым, «…мне тяжело там и проч.», но внимание, именно там клиент получает оживляющие его эмоции, именно в эти отношения «его несут» ноги. В данном случае мы видим дезинтеграцию на уровне ума, желаний и чувств. И работа только лишь с уровнем когниций, со знаниями, ответственностью и т.д., не приводит ни к каким результатам, так как мы работаем только лишь на уровне сознания или интроецированных желаний.

Мы живём в век информационных технологий, где всё большую ценность играет информация и способы обращения с нею. Сегодня достаточно иметь современный компьютер и интернет для того, чтобы зарабатывать деньги не выходя из дома, социальные, дружеские связи приобретают характер виртуальных. Разрыв между сознанием, умом и телом увеличивается, а, следовательно, увеличивается разрыв между мыслями и чувствами. Современный человеческий мир становится всё более расщепленным, бестелесным, шизоидным. Из этого вытекает множество проблем современного человека, которые находят отражение и в его теле. Психотерапия предлагает различные способы разрешения данных проблем. Например, в гештальт-терапии мы идём по пути осознавания. Помогаем человеку с помощью различных средств осознать, каким образом он организует свою жизнь. В фокусе внимания терапевта – способ организации контакта данного клиента в данный момент времени. Гештальт-терапевт работает не только со сферой чувств, но и со сферой когниций и со сферой телесности, предлагая различные эксперименты. Каждый из присутствующих, я надеюсь, переживал такое состояние как инсайт («Ага-переживание»), которое охватывает всего человека, его мысли, чувства, действия. Итак –это один из проверенных способов – идти по пути осознавания. Существуют и другие способы ‑ непосредственная работа с телом клиента. Так как (я повторюсь) в теле отражаются и материализуются все наши проблемы и конфликты. И тело обладает уникальной способностью, которая всем нам хорошо известна, когда мы, например, порежем палец ‑ это способность к саморегуляции и самоисцелению. Это универсальная способность тела. Часто, при создании определенных условий, само тело помогает пережить нам эмоциональные травмы, обиды, разочарования. При этом уровень сознания может быть вообще не задействован в работе, либо возникать на окончательном этапе психотерапии, когда происходит ассимиляция полученного опыта. Обращение современных терапевтов к работе с телом продиктовано характером проблем современного человека. Кратко их можно охарактеризовать и разделить на несколько групп.

1. Первая ‑ проблема тотального контроля с доминированием логики, мышления. Проблема тотального контроля рождается в ответ на нестабильность и непредсказуемость современного мира. Контроль возникает, как способ справиться с тотальной тревогой. В абсолютизированной форме тотальный контроль приводит к паранойе и обсессивно-компульсивным расстройствам. Абсолютизация контроля приводит к невозможности находиться в отношениях, испытывать сексуальное наслаждение, доверять другим людям. В нашем теле за контроль отвечает голова, а точнее наш мозг. Мозг делает нас высшими из всех животных ‑ «homo sapiens» и, одновременно и самыми нечастными созданиями. Так происходит, когда разум полностью подчиняет себе все телесные импульсы с помощью хорошо известных вам интроектов, запретов, норм, правил, которые затем связываются с такими чувствами как вина, стыд и т.д.

2. Вторая проблема – это проблема заземления своих чувств, или проблема контакта с собственными чувствами. В нашем теле за контакт с чувствами отвечает грудная область, то место, где у нас находиться сердце. В этом зале находится моя коллега – Наталья Могучая, которая много лет своей жизни посвятила работе с «инфарктниками», она очень хорошо знает об этой проблеме. Наша культура основана на подавлении чувств. От подавления чувств страдают в основном мужчины, так как мужчина, проявляющий чувства и плачущий ‑ это «баба» (существует такой устоявшийся стереотип). Например, проблемы у мужчины на работе (да еще и в семье), не получается отстоять себя перед начальством и уйти нельзя. Начинает подавлять агрессию. На месте заблокированного импульса в груди образуется со временем мышечный панцирь, который приводит к нарушению ритма сердца. Вместо того чтобы обратить внимание на своё эмоциональное состояние и физическое здоровье, мужчина начинает активно заниматься спортом, чтобы хоть как-то восстановить себя и сбросить агрессию, в итоге – инфаркт, так как при неровном ритме сердца нагрузка увеличивается. Или есть не менее деструктивный, но действенный способ справиться со своими чувствами ‑ выпить водки и «излить» душу. Следует отметить, что гораздо более разрушительно для сердца по последствиям – это подавление позитивных, «нежных» чувств. О сильной блокировке в области груди могут свидетельствовать и постоянно размахивающие руки. Выход из ситуации– это не только осознавание чувств, но и работа с дыханием, перевод поверхностного дыхания из брюшной области (дыхание контроля) в грудную область (дыхание чувств).

3. Третья проблема – проблема контакта с сексуальными чувствами, она напрямую связана с проблемой контроля. За эту проблему в нашем теле отвечает тазовая область. Я уже упоминал, что наша культура основана на подавлении чувств и реакций. Тазовая область отвечает за сексуальность и агрессивность в нашем теле. И современному человеку (как мужчинам, так и женщинам) свойственен так называемый «мёртвый таз». Это неподвижная тазовая область немного выступающая вперед. Со стороны может казаться, что человек разделен на нижнюю и верхнюю части. В телесно-ориентированной  психотерапии существует множество упражнений на оживление тазовой области.

4. Четвертая проблема – это проблема опоры. Ноги отвечают за заземление и опору. Революция и последующие социальные изменения дали нам возможность получать образование, изменить социальный статус, улучшить условия жизни. В то же время современный человек оторвался от своих «корней», при переездах из города в город потерял родственные и дружеские связи. Поэтому нередко «героем нашего времени» становится маргинал, человек без прошлого, а, соответственно, без будущего. По сути, в психотерапии мы помогаем человеку опираться на себя и опираться на других, на поддерживающее окружение. Ноги так же отвечают и за отдачу энергии, человек с плохим заземлением с плохой опорой часто страдает от избыточного веса.

Телесные ощущения всегда являются якорем доступа к настоящему моменту, тело живет в «здесь и сейчас», оно утверждает нас в настоящем. И контакт с телом даёт шанс более осознанно присутствовать в реальности собственной жизни. Известно, что искусство пробуждения человека – его осознанного присутствия в реальности – является краеугольным камнем всех духовных практик и оно достижимо, в первую очередь внимание к сигналам тела. Именно сосредоточие в теле ведет к более осознанному участию человека в данном моменте, стабилизирует, заземляет его в реальности, углубляет восприятие себя и мира. Соответственно, это позволяет проложить путь к более полной реализации человеческих возможностей и ресурсов.

Литература

1. Российская телесно-ориентированная психотерапия в лицах / редактор составитель В.Ю.Баскаков. – М, 2004. – 208с.