Когда дыхание неровно – все неровно,
но когда дыхание неподвижно – все неподвижно.
Поэтому следует контролировать свое дыхание осторожно.
Вдыхайте медленно и выдыхайте подобным образом,
не задерживая дыхание ни чрезмерно, ни свыше вашей способности,
не вдыхайте слишком поспешно,
вдыхание дает крепость и контролируемое и очищенное тело,
задержка дает ровное сознание и долговечность,
а выдыхание является полностью очищающим.
Горакша-Шатака (Сто стихов о хатха-йоге)

В психологической науке, с момента её появления в XIX веке, исследование психики человека осуществлялось путем анализа различных психических процессов. Материализованным фундаментом психических процессов являлись физиологические механизмы функционирования организма (тела) человека. Тело являлось скорее не предметом анализа в научной психологии, а всего лишь органическим субстратом, живущим по строго выверенным физиологическим законам, которые необходимо знать психологу исследователю.

Ситуация коренным образом изменилась в связи с появлением практической психологии и психоанализа. Один из учеников Зигмунда Фрейда– Вильгельм Райх обратил внимание на то, что практически все психические конфликты пациентов имеют отражение в их телах в виде мышечных зажимов. Исследования и практика Вильгельма Райха дали почву для развития целого направления современной западной психотерапии – телесно-ориентированной. Таким образом, человек воплощенный постепенно стал предметом исследования не только медицины, но и психотерапевтической практики и психологической науки. Однако по сей день диссоциация между разумом и телом присутствует в мышлении европейского человека, данную диссоциацию можно отследить в противопоставлении значений слов «Я» и «Моё тело». Каковы корни данного расщепления?

Существует точка зрения, что душа человека заключена в его теле [1]. Через тело человек является частью жизни и частью природы. В росте и организации тела он проходит все стадии эволюции. Таким образом, тело человека воплощает в себе всю историю жизни на земле. Оно подчиняется законам природы, частью которой является. [1, с. 136]. Тело человека не слишком отличается от тел других млекопитающих, в то время как его сознание уникально. Тело отражает животную сущность человека. Человек может верить, что владеет своим разумом, но он не обладает полной властью над своим телом. Существуют телесные процессы, управляемые автономной нервной системой, которые разум не может подчинить себе или контролировать, — биение сердца, частота сердечных сокращений, потоотделение и т.д. И разум, «….будучи не способен полностью контролировать тело, боится его как одну из неведомых сил природы» [1, с. 137]. В то же самое время практически вся психическая жизнь человека основывается на его телесных ощущениях, сознание и самосознание развиваются на основе ощущений, являющихся результатом контакта человека с окружающей средой [1, с. 59]. Телесные ощущения всегда являются якорем доступа к настоящему моменту, тело живет в «здесь и сейчас», оно утверждает нас в настоящем. И контакт с телом даёт шанс более осознанно присутствовать в реальности собственной жизни. Известно, что искусство пробуждения человека – его осознанного присутствия в реальности – является краеугольным камнем всех духовных практик и оно достижимо, в первую очередь вниманием к сигналам тела. Именно сосредоточие в теле ведет к более осознанному участию человека в данном моменте, стабилизирует, заземляет его в реальности, углубляет восприятие себя и мира [2].

Тело человека живет в настоящем моменте засчёт постоянно протекающих физиологических процессов, важнейшим из которых является дыхание. Без дыхания человек в среднем может прожить не более 5-7 минут и, как традиционно считается, дыхание привносит дух в материю, соединяет физический мир и нематериальный мир, мир чистого духа [3, с.2]. Помимо обогащения кислородом, с дыханием связан еще целый ряд функций, в частности, существует тесная связь между процессом дыхания и нашей психической жизнью [4].

Осознанный контроль над дыханием – один из древнейших способов борьбы со стрессом, восстановления душевного равновесия, очищения организма. Философы и духовные наставники древнего Востока отмечали прямую и обратную связь между дыханием и эмоциональным состоянием человека. Чем глубже и спокойнее человек дышит, тем большей энергией наполнен его организм, тем больше в нём жизненной силы, и, наоборот, если человек болен, то его дыхание поврехностное и частое, энергии в организме не хватает. Легкие в восточной медицине – являются главным органом энергетической загрузки организма и основным центром его очищения [5]. Практически все системы оздоровления и духовного развития человека имеют свою теорию и практику дыхания. Наиболее древними разработками в этом направлении, были и остаются достижения народов Индии и Китая, такие философские системы как индийская йога и искусство цигун. Создатели современных методик дыхания, как правило, учитывают достижения народов Востока при разработке и обосновании авторских программ дыхания. Существует множество различных методик дыхания, каждая из которых имеет свои цели и задачи, и до сих пор в печати и на просторах всемирной информационной сети не утихают споры какой из подходов к дыханию ‑ «правильный» и как дышать «правильно». Следует отметить, что категорией «правильно» и «неправильно» невозможно охарактеризовать дыхание каждого отдельно взятого человека, тем более что авторы различных методик вполне аргументировано, отстаивают своё право на уникальность и «правильность» своего метода. Представители медицинского подхода выдвигают категорию «нормы» [6]. Однако это не решает проблем определения «здорового» дыхания. Так некоторые психотерапевты и врачи считают, что глубокое дыхание целительно для организма человека, благоприятно влияет на его эмоциональное состояние, освобождает от множества проблем, родовых травм и т.д. Создатель уникальной системы дыхания – К.П. Бутейко, наоборот, с помощью эмпирических данных доказывает, что глубокое дыхание вредно для организма, так как организм начинает испытывать дефицит жизненно важного диоксида углерода [6].

Процессы дыхания регулируются ритмической активностью особых нейронов в центральной нервной системе. Ритмичные разряды этих нейронов осуществляются автоматически (ритмогенез), но в то же время их активность постоянно подстраивается к изменяющимся потребностям организма: под влиянием информации, поступающей от периферических рецепторов и центральных структур, она модулируется таким образом, что изменяются глубина и частота дыхания. Главная цель регуляции дыхания состоит в том, чтобы легочная вентиляция соответствовала метаболическим потребностям организма [7, с. 594]. Из физиологических механизмов следует, что дыхание человека должно быть всегда контекстуальное, то есть меняться в зависимости от ситуации. Если он испуган, встревожен или выполняет физическую работу – дыхание учащается, если же расслаблен, умиротворен – дыхание становится поверхностным и неглубоким. Если нарушена контекстуальность дыхания, то это может свидетельствовать не только о проблемах физиологического характера, но и о психологических проблемах человека. При описании различных систем и методик, исследователи выделяют несколько типов дыхания, в соответствии с определенными параметрами:

в зависимости от активизации участков лёгких. Выделяют верхнее, среднее, нижнее и полное дыхание. Верхнее дыхание осуществляется засчёт активизации вспомогательных дыхательных мышц и некотором втягивании диафрагмы, вентилируется в основном верхняя часть лёгких. Среднее или «рёберное» дыхание ‑ в процессе дыхания в основном участвуют межреберные мышцы, диафрагма слегка поднимается. Нижнее или диафрагмальное –задействованы наиболее обширные (нижние участки легких), диафрагма принимает активное участие в процессе дыхания. Полное дыхание или синусоидальное – включает все названные  типы дыхания, при данном типе дыхания задействованы все участки легких [4].

в зависимости от степени вентиляции лёгких различают поверхностное и глубокое дыхание. При поверхностном используется только дыхательный объем воздуха, при глубоком, помимо дыхательного, используется еще дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется и частота дыхания. При поверхностном она составляет 16-18 раз в минуту, при глубоком и медленном (растянутом) – 4-8.[там же]

в зависимости от способа расширения грудной клетки различают грудной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём поднятия рёбер), брюшной тип дыхания (расширение грудной клетки производится путём уплощения диафрагмы) [4].

В телесно-ориентированной терапии, дыхание рассматривается как универсальный «мост», который связывает и объединяет все жизненные процессы в теле и психике человека [3, с. 21]. Дыхание обеспечивает связь бессознательного с сознанием. Процесс дыхания непроизволен и бесконечен, «оно» дышит нами, пока мы живы. В то же время человек может произвольно управлять дыханием, сознательно формировать его. Анатомически диафрагма соединяет верхнюю часть тела с нижней, а также спину с передней частью тела. Идет обмен импульсов между областью сердца и животом (областью жизненной силы), между двигательной сферой и сферой чувств [3, с. 21]. Символический аспект дыхания – это связь, контакт с окружающим миром.

Стремительный темп жизни в современном мире приводит к тому, что дыхание большинства людей часто бывает поверхностным, при этом существует сильная тенденция к его задержке в любой стрессовой ситуации. В таких ситуациях, как вождение машины, печатание письма или ожидания собеседования и т.д., люди сдерживают дыхание. Результатом становится возрастание напряжения [1, с 39.]. В основе практически всех болезней, соматоформных расстройств, неврозов, панических расстройств, тревожных состояний, сексуальных дисфункций лежат нарушения дыхания [1, с 39.]. Например, в состоянии паники при нехватке воздуха, наблюдается сильное учащение дыхания, при этом организм по-прежнему испытывает потребность в кислороде, так как частое и поверхностное дыхание приводит к вентиляции функционального мертвого пространства дыхательной системы (в котором не происходит газообмена), кровяное давление увеличивается, паника усиливается [7, с. 575].

Дыхание неразрывно связано с сексуальностью. Опосредованно оно дает энергию для сексуальной разрядки. При сексуальном возбуждении дыхание стимулируется и его глубина увеличивается. Поверхностное или неполноценное дыхание снижает уровень сексуального возбуждения. Ограниченное дыхание препятствует распространению возбуждения и удерживает сексуальное чувство локализованным в области гениталий. И наоборот, сексуальное сдерживание, страх перед сексом, не позволяющий чувствам заполнить таз и все тело, является одной из причин поверхностного и ограниченного дыхания [1, с 45-46.].

Дыхание обеспечивает тело энергией для движения, следовательно, задержка дыхания налагает ограничения на подвижность тела. Дыхательные волны, связанные с прохождением воздуха — это основные пульсирующие волны тела. Проходя через тело, они активируют всю мышечную систему. Их свободное движение обеспечивает спонтанность чувств и самовыражения. Это означает, что пока человек может глубоко и полноценно дышать, поток его чувств не заблокирован [1, с 51.]. Если человек желает подавить, отсечь неприятные, тревожащие телесные ощущения и эмоции, он в первую очередь задерживает дыхание или делает его более поверхностным. В данном случае в грудной клетке задерживается воздух, и она становится раздутой. В нашей культуре удержание чувств свойственно мужчинам, так как на выражение чувств существует сильное социальное табу: «Мужчины не плачут». Удержание чувств и симптом «раздутой» грудной клетки приводят к образованию мышечного зажима в грудной области и, как следствие, к сердечным недомоганиям. Женщины более свободны в выражении чувств, чем мужчины: плач приходит к ним легче, и в результате их дыхание более свободно, у них реже появляются сердечные недомогания, и они живут дольше. Однако это не значит, что у них нет эмоциональных проблем, или что их дыхание пол­ностью естественно. Женщины, которые берут за образец для подражания мужские ценности и сдерживают свои чувства, подвергаются той же опаснос­ти соматических заболеваний, что и мужчины. [10, с. 63].

Весь жизненный опыт человека отражается в его теле, связан с эмоциями и относительно осмыслен. Это означает, что любая серьезная перемена в мышлении человека, а, следовательно – в его поведении и эмоциональной сфере, обусловлена изменениями в функционировании его тела. С этой точки зрения наиболее важны две функции – дыхание и движение. И то, и другое оказывается нарушенным у человека, страдающего эмоциональным расстройством, что проявляется в хронических мышечных напряжениях, являющихся физическим отражением психологических конфликтов. Посредством мышечных напряжений конфликты структурируются в теле. Когда это происходит, психологические проблемы невозможно разрешить без снятия напряжений. Для этого человеку необходимо осознать эти напряжения как ограничения его самовыражения. Но одного осознания вызываемой ими боли недостаточно. Когда мышечное напряжение приобретает хронический характер, оно вытесняется из сознания и перестает восприниматься человеком. И тогда путь осознания этого напряжения, а, следовательно, и неразрешимого эмоционального конфликта заключен в «оживлении» тела с помощью дыхания [1, с. 37]. Вильгельм Райх в свое время отметил, что когда клиент воздерживается от выражения какой-либо мысли или чувства, он задерживает дыхание. Освобождая дыхания, мы освобождаем поток мыслей и эмоций. При дальнейшей работе освобожденное дыхание помогает клиенту прожить подавленные эмоции, переструктурировать негативный жизненный опыт [11, с. 57-58]. Таким образом, дыхание является главной составляющей процесса переживания человеком любого жизненного события. В телесной терапии, как мы уже упоминали, дыхание является универсальным «мостом», обеспечивающим целостность тела человека и отвечающим за связь ощущений, эмоций, мыслей.

Каким образом с помощью дыхания можно разрешить психологические проблемы человека? Первый шаг – шаг осознания, то есть сознательного обращения внимания на то, как мы дышим. Этот шаг – диагностический и одновременно терапевтический, так как часто можно отметить задержки дыхания, своеобразные «точки» замирания, отметить дисбаланс вдоха и выдоха. Вдох-это активный процесс, предполагающий определенную долю агрессии по отношению к среде. Люди, у которых есть проблемы с вдохом, как правило, не строят активных контактов со средой, часто испытывают сложности с достижениями, постановкой целей, могут находиться в деструктивных отношениях и т.д. Выдох – это пассивная процедура, символический аспект «освобождения», «отпускания». Люди, у которых есть проблемы с выдохом, как правило, тяжело отдаются своим телесным ощущениям, удовольствию, тяжело переносят расставания, стремятся всё контролировать и т.д. Сознательное наблюдение, балансировка процесса дыхания корректируют психологические затруднения, однако это требует постоянного самонаблюдения. Единое дыхание похоже на волну, которая при вздохе начинается в животе и дви­жется вверх, при выдохе волна опускается от груди к животу [11, с 140].

Следующий шаг – это дыхательные упражнения и гимнастика, широко представленные в психотерапевтической литературе и на просторах всемирной информационной сети [1, 10, 11 и т.д.]. Упражнения полезны для широкого круга людей, с одной только оговоркой, что они, то есть упражнения, могут высвободить чувства или вызвать некоторую тревогу. Они также способствуют развитию осознания, но при этом человек может почувствовать боль в ранее скованных частях тела. Это означает, что тело начинает «оживать», расслабляются гипертонизированные мышцы, а, возможно, человек неправильно выполняет данные упражнения, либо делает это через силу. Следует отметить, что различные упражнения, направленные на активизацию дыхания, освобождают и различные подавленные чувства, неприятные воспоминания: гнев, тоску, печаль, грусть и т.д. [1, с. 45-46]. Если человек способен самостоятельно обращаться с подавленными чувствами, то упражнения, несомненно, окажут ему пользу, если же нет, то ему потребуется дополнительная профессиональная помощь. Так как сами по себе дыхательные упражнения и гимнастики не могут разрешить сложных, тревожащих личностных проблем, они могут лишь их активизировать и вывести на уровень сознания.

Следующий шаг – работа с дыханием с помощью профессионала – психолога или психотерапевта, индивидуально или специально организованных группах. Данный вид работы включает все вышеперечисленные виды работы, а также работу с подавленными чувствами, телесными реакциями. Главное отличие данного вида работы – работа в контакте с профессионалом-психлогом или психотерапевтом. Используя сознательное наблюдение за дыханием, специальные упражнения, фокусированную телесную работу, у клиента появляется возможность активизировать собственное дыхание, подавленные чувства и прожить эти чувства в контакте с другим человеком, тем самым переструктурировать и изменить отношение к своему жизненному опыту.

Различные психотерапевтические направления обладают различными средствами для работы с дыханием и подавленными чувствами клиента. Так в биоэнергетике А. Лоуэна происходит активизация процесса дыхания посредством специальных поз и упражнений, вызывающих непроизвольные вибрации тела. Вибрации ног и других частей тела стимулируют и облегчают дыхательные движения. Когда тело находится в состоянии вибрации, дыхание самопроизвольно углубляется. Причина в том, что состояние вибрации - это проявление эмоционального реагирования тела [1, с. 50-51]. В результате углубления дыхания и расслабления зажатых участков тела активизируются подавленные эмоции, которые затем проживаются (в том числе и вербально) в присутствии терапевта.

В гештальт-подходе терапевт обращает внимание клиента на его дыхание в момент наиболее сильных, пиковых переживаний, отмечает точки «замирания», сообщает о них клиенту, тем самым, поддерживает процесс переживания. Нередко в гештальт-терапии используются эксперименты (например, воплощение в действие подавленной эмоции), направленные на активизацию остановленного дыхания и подавленных чувств клиента. В биосинтезе работа нередко происходит непосредственно с телом клиента, минуя уровень сознания. Особое внимание терапевт уделяет балансу вдоха и выдоха, так как это является энергетическим балансом клиента, а также паттернам социального взаимодействия. Так для стимуляции вдоха и активизации тела и чувств клиента, терапевт применяет «воздушный контакт» ‑ прикосновение, способствующее стимуляции вдоха [3, с. 25]. Если работа идет только с телом клиента, то задача терапевта – с помощью аккуратных и точных прикосновений создать такие условия, когда тело выходит в режим саморегуляции и с помощью дыхания начинает «разрешать» неразрешимые проблемы и конфликты человека. При этом психотерапевт внимательно отслеживает сигналы невербальной коммуникации с клиентом. Если дыхание углубляется либо становится ровным, данная реакция расценивается как "да-реакция", то есть клиент отзывается на прикосновение и нахождение рядом терапевта. Если дыхание клиента стало более поверхностным и редким, - это сигнал "нет", действия терапевта не способствуют созданию условий телесной саморегуляции. Если ничего не происходит, - реакция нейтральная, что может быть признаком отсутствия контакта с клиентом [3, с. 21]. Нередко по окончанию терапевтической сессии происходит дополнительная вербальная ассимиляция произошедшего в диалоге с терапевтом.

Таким образом, дыхание – не только важнейший физиологический процесс живого организма, но и неотъемлемая составляющая процесса переживания человеком любого жизненного события. Непосредственная или опосредованная работа с функцией дыхания в психотерапевтическом процессе помогает восстановить целостность человека, возвратить ему полноту переживаний.

Список использованных источников:

 

  1. Лоуэн А. Удовольствие: творческий подход к жизни: Пер. с англ. – М.: Психотерапия, 2011. – 2-е изд. – 304с.
  2. Киселева Л. Биосинтез как способ личностного роста и целостного развития человека / Л. Киселева Российская телесно-ориентированная психотерапия в лицах / редактор составитель В.Ю.Баскаков. – М, 2004. – 208с.
  3. Веховски А. Диалоги дыхания: паттерны дыхания как паттерны социального взаимодействия // Энергия и характер/ № 1 С. 20-28.
  4. Красных Андрей, Ростовцев Евгений. http://www.sisbr.ru/index.php/library/8-branderbreath.html Реферативная статья о дыхании, дата доступа 28.06.2012.
  5. Дыхание http://goldinair.ru/publ/1-1-0-17, дата доступа 5.07.2012
  6. Лекция К.П. Бутейко О дыхании. Электронный ресурс. http://silagolosa.ru/vseogolose/dyhanie/dh/ дата доступа 6.07.2012
  7. Физиология человека. В 3-х томах. Т. 2. Пер, с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. – 313с.
  8. Дыхание, http://ru.wikipedia.org/wiki/ википедия, дата доступа 28.06.2012.
  9. Электронный ресурс http://www.tltmirdetstva.ru/home/stati/45-zdorovie/108-vse-o-dyxanii-i-dyxatelnyx-putyax.html?start=1 дата доступа 6.07.2012
  10. Лоуэн А. Предательство тела / Пер. с англ. Кислюк В. –М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011 – 256с.
  11. А. Лоуэн Психология тела – М. Институт общегуманитарных исследований , 2010 – 256с.