Статьи

Представлены научные теоретические и практические статьи, подготовленные сотрудниками Института Гештальта и посвященные теории и методологии гештальт-подхода, практике работы гештальт-терапевта.

Заземление-термин, который хорошо известен каждому, кто пользуется электричеством. Данный термин относится разделу науки физики, посвященному электричеству. В электротехнике при помощи заземления добиваются снижения напряжения до безопасного для человека и животных значения [1].

Говоря обыденным языком, переизбыток напряжения с помощью специального устройства «заземлителя» уходит в землю. Заземление   термин, который по аналогии используется в различных направлениях психотерапии, в особенности телесно-ориентированных (биосинтез, бодинамика, биоэнергетический анализ и т.д). Перечислим наиболее распространенные трактовки данного термина.

Лекция, прочитанная на 3-ой гештальт-конференции в Барановичах в октябре 2012 года.

Пожалуй, в данной аудитории я не открою истину, когда заявлю, что тело человека является хранителем его жизненного опыта. Существует и более радикальная точка зрения, что тело – это материализованное воплощение души.

Лекция, прочитанная на 2-ой гештальт–конференции в Барановичах в феврале 2012 года.

Тело – предмет изучения не только медицины, как правило, в связи с определенными заболеваниями, но и предмет изучения психотерапии. Благодаря нашему телу мы воплощены в реальности. Есть расхожее выражение: «Тело – храм души», однако тело и есть материализованное воплощение души. Мы приходим в этот Мир из лона матери, обличенными в определенную телесную оболочку, и первые наши ощущения – это ощущения тепла и прикосновения. На основе этих ощущений в дальнейшем развиваются и эмоции, которые характеризуются континуумом «приятно-неприятно». По сути, вся наша психическая жизнь зарождается и развивается из наших телесных ощущений.

Когда дыхание неровно – все неровно,
но когда дыхание неподвижно – все неподвижно.
Поэтому следует контролировать свое дыхание осторожно.
Вдыхайте медленно и выдыхайте подобным образом,
не задерживая дыхание ни чрезмерно, ни свыше вашей способности,
не вдыхайте слишком поспешно,
вдыхание дает крепость и контролируемое и очищенное тело,
задержка дает ровное сознание и долговечность,
а выдыхание является полностью очищающим.
Горакша-Шатака (Сто стихов о хатха-йоге)

В психологической науке, с момента её появления в XIX веке, исследование психики человека осуществлялось путем анализа различных психических процессов. Материализованным фундаментом психических процессов являлись физиологические механизмы функционирования организма (тела) человека. Тело являлось скорее не предметом анализа в научной психологии, а всего лишь органическим субстратом, живущим по строго выверенным физиологическим законам, которые необходимо знать психологу исследователю.

Когда мы в полном здоровье, нам и в голову не приходит задумываться о болезнях. Вокруг нас много предупреждающей информации, мы иногда слышим, что у нашего знакомого или друга кто-то из близких заболел, или заболевают наши родные. Даже в этом случае мы лишь слегка соприкасаемся с реальностью другой жизни - жизни в болезни.

Лекция, прочитанная на гештальт-конференции «Гештальт на пересечении дорог», Барановичи, февраль 2011 года.

 

В статье рассмотрены особенности работы с клиентами, страдающими соматоформными расстройствами. Основываясь на психотерапевтическом опыте, авторами выделено два типа клиентов с соматоформными расстройствами: «психологически неискушенный клиент» и «психологизированный» клиент и описаны этапы работы с ними.

Статья посвящена экзистенциальной проблеме – страху смерти. Описан опыт работы с пациентами, пережившими ситуации угрозы жизни. По мнению автора, осознание собственного страха смерти вырабатывает у психотерапевта свою неповторимую систему убеждений и представлений о смерти, а работа с тревожными расстройствами более эффективна, если терапевт использует в терапевтической практике личный опыт и может обсуждать тему смерти с клиентом открыто.

Данная статья посвящена процессу супервизии. Авторами статьи осмысляется опыт получения и предоставления супервизии. Разрабатывается модель супервизии, основанная на феноменах контакта супервизора и терапевта, ориентированная на обоюдное профессиональное и личностное развитие.

Один преподаватель ВУЗа, где я училась, любил говаривать, что учёба в университете нужна для того, чтобы научиться учиться. Теперь, рассматривая и оценивая опыт прохождения личной терапии, которая фактически закончилась несколько лет назад, я с уверенностью могу сказать, терапия является конструктивной и максимально полезной в том случае, если вы научились лечиться. В тексте, который приведён ниже, вы не встретите ссылок на именитых авторов, исследовавших описываемую тему (ни в коем случае не умаляю их достоинств). Данные мысли не являются открытием, но, возможно, окажутся кому-нибудь полезными.

В статье на примере сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка» проанализировано влияние ранних объектных отношений на развитие Я.  Рассматривая жизненный путь героини, авторы акцентируют внимание на взаимосвязи между утратой матери на фазе сепарации-индивидуации и характером ее отношений со значимыми другими. Подчеркивается значимость психотерапии по восстановлению дефицитарных структур Я в работе с такого рода  пациентами.

«Нет ничего более удовлетворяющего,
чем экстаз от истинной встречи и соединения с другим человеком
в духе почтения к бытию этого человека».
Жан Ланье

Идеальный образ современного человека включает в себя сегодня ярко выраженный компонент сексуальности, подразумевающий наличие физических параметров, близких к модельному типу, и демонстрацию сексуального поведения, отличающегося гиперпотенцией. Реклама, страницы модных журналов подсказывают именно такой образ, культивируя в нашем сознании представления о том, каким должен быть идеальный мужчина или идеальная женщина.

Делая «заметки» о применении гештальт-подхода в терапии детей, хотелось просто поделиться своим небольшим опытом и ощущениями, которые, возможно, станут для кого-то полезными, а может быть и поддержат тех, кто начинает работать с детьми.

В основе психосоматического подхода лежит представление о связи тела и психики. О существовании такого рода связи знали очень давно. Об этом уже писали древнегреческие философы, рассуждая о природе болезни. Сократ говорит, что нет телесной болезни отдельно от души. Ему вторит Платон, утверждая, что нет отдельно болезней тела и болезней души. Оба считают, что болезнь и страдание – последствия неправильного мышления. Истинная причина болезни и страдания всегда мысль, мысль ложная. Тело само по себе заболеть не может – оно лишь экран, проекция сознания. Поэтому нет смысла латать экран. Болезнь – это лишь выражение, форма «проблемы». Это только возможность, которой пользуется жизнь, чтобы сказать нам, что где-то неладно, что мы не те, кто мы есть на самом деле. В этих рассуждениях древних философов содержатся важные идеи, основанные на представлении о человеке как о единой целостной системе. В настоящее время эти идеи возрождаются в парадигме холистического подхода, к которому, как известно, относиться и гештальт-терапия.

Синергичность, эквивалентность, комплементарность

Феноменология и тесно связанные с ней экзистенциализм и экзистенциальная психология ориентированы на "ухватывание", описание и понимание бытия. В связи с этим продуктивно исходить из концептуального аппарата феноменологии как некоего отражения общих, онтологических моментов. Не претендуя на всю полноту изложения, остановимся на некоторых, наиболее важных для нас, аспектах этого направления.

Мифология, подобно отсеченной голове Орфея,
продолжает петь даже после смерти,
и пение ее доносится издалека.

Эта статья была написана достаточно давно. Ее появление было связано с рядом событий, которые заставили нас объяснять и рассказывать людям, далеким от психотерапии, о том, что представляет собой гештальт-подход. Времена изменились, да и мы тоже изменились, и, если бы писали эту статью сейчас, она бы выглядела по-другому. Однако мы решили оставить в ней все так, как есть, изменив лишь список литературы.

Нужна ли Вам психотерапия?

Обращались ли Вы когда-нибудь за психологической помощью?

Как Вы считаете: те, кто прибегает к услугам психолога – нормальные люди?

Если Вы ответили «да» хотя бы на один вопрос, эта статья – для Вас. Если Вы ответили «нет» на все вопросы – возможно, прочитав ее, вы измените свое мнение.

«Есть столько оргазмов, сколько звезд на небе».
Марго Ананд

«Я никогда не испытывала оргазм… Чувствую себя из-за этого неполноценной женщиной», «Я не уверена, что испытываю оргазм… Как это должно быть?», «Я не всегда могу испытать оргазм со своим партнером. Это нормально?», «Я достигаю оргазма только при мастурбации, а с моим партнером никогда. Кто в этом виноват: он или я?»… Можно еще долго продолжать перечень вопросов и проблем, связанных с проблемой аноргазмии.

На начальном этапе работы с клиентом, будь-то терапия или консультирование, психолог, психотерапевт сталкивается с проблемой диагностики его актуального психического состояния. И прежде чем диагностировать конкретную форму расстройства, встает необходимость определения уровня или глубины психической патологии. Существенным моментом на данном этапе является то, какой модели здоровья-болезни придерживается психолог, так как от этого будут зависеть критерии здоровья-нездоровья, используемые им в диагностике.

В начале были отношения…
М. Бубер

Современная гештальттерапия, как и более широкое направление – гештальтподход, в немалой степени опирается на категорию "отношение". Ф. Перзл, развивая основные идеи гештальттерапии, основывался на представлениях К. Гольдштейна о функционировании Организма в системе отношений "организм – среда". Развитие, рост становятся возможными тогда, когда "организм" четко идентифицирует свои потребности и вступает во взаимодействие с потребностно-опредмеченной средой.

Данная статья – попытка осмысления особенностей гештальт – подхода на Беларуси, который, являясь психологическим и психотерапевтическим направлением, одновременно выступает и социальной практикой, вписанной в соответствующую культуру.

Противоречие в том, что с одной стороны мы ценим и превозносим
концепцию конкуренции как двигателя прогресса, а с другой –
не устаем пропагандировать братскую любовь и смирение.
Карен Хорни.

Настоящая статья представляет собой попытку анализа феномена конкуренции и чувств, связанных с ней.

Предлагаемая вашему вниманию статья представляет собой попытку анализа концептуальных оснований гештальт-подхода.

Игорь Погодин, Наталья Олифирович, Геннадий Малейчук

 

За последние 50 лет психотерапия приобрела большое распространение во всём мире. В Латвии на сегодняшний день специалистов, получивших психотерапевтическое образование, насчитывается уже более двухсот человек. Для такой небольшой страны в 2 миллиона 300 тысяч жителей, это значительное число. Для сравнения, на сегодняшний день в Германии число сертифицированных Европейской Ассоциацией Психотерапии специалистов составляет 1211 человек (по данным официального регистра ЕАП), во Франции – 15000 человек (из них сертифицированных ЕАП – 236) и т.д. [1, 2]. Тем не менее, такое количество практикующих терапевтов не удовлетворяет потребность населения в квалифицированной психотерапевтической помощи, поскольку необходимое количество специалистов - в среднем один психотерапевт на 2000 человек [2].

«Увидеть мир из окна пациента»
Ирвин Ялом

«Контакт – это уважение и признание различий»
Ф. Перлз

Данная статья – попытка осмысления терапевтических отношений в гештальт-подходе. Обсуждаются сложности в установлении контакта терапевта и клиента на основе привлечения диагностического материала психодинамического подхода, а также возможности и стратегии восстановления терапевтических отношений.

«Вы узнаете о том, что вы зависимый человек,
тогда, когда, умирая, обнаружите,
что перед вами промелькнет не ваша собственная,
а чья-то чужая жизнь…» 

В данной статье представлена проблема созависимых отношений, представлена соответствующая дефиниция с точки зрения психодинамического подхода и гештальт – подхода, приведены примеры терапевтической практики для иллюстрации обсуждаемых феноменов.

“Если бы мы были созданы из одного неделимого вещества, мы никогда бы не болели.
Ибо в него не проникала бы природная среда, которая действовала бы ему во вред”
Абуль-Фарадж “Смешные истории”

В течение 4-х лет мне пришлось работать с клиентами объединенных общей проблемой относящейся к списку самых тяжелых для психотерапии – наркомания. За это время у меня сложились определенные ориентиры, теоретические и практические наработки, которыми я хочу в этой статье поделится.

Проблема наркомании затрагивает все стороны человеческого существования (экономические, социальные, культурологические, религиозные и мн. др.). В настоящей статье я затрону лишь теоретические аспекты этой проблемы с позиции Гештальта, способнее прояснить структуру и возможные направления хода психотерапии наркотической зависимости.

Одним из важных конструктов, используемых в гештальт-терапии, является понятие границ. Практически любые нарушения личности можно проанализировать через специфику построения данным индивидом границы контакта со средой. Ранние нарушения границы контакта ребенка с окружением ведут к тому, что всю оставшуюся жизнь он строит отношения с другими людьми специфическим непродуктивным образом.

Любая система, которую можно изучать саму по себе,
должна иметь границы – либо пространственные, либо динамические.
Берталанфи. 

Границы Я - психоаналитическое понятие, выражающее степень доступности сознанию внешних по отношению к нему воздействий. Внешние границы располагаются между Я и миром, выступая для самого человека в виде переживания «мое – не мое». "Внутренние же границы Я" разделяют сознание и бессознательное, препятствуя прорыву в сознание угрожающих элементов бессознательного психического материала и тем самым способствуя переживанию стабильности и непротиворечивости образа Я.

 

2001 год был знаменательным для гештальт-терапевтов во всем мире. В далеком 1951 основоположник гештальт-подхода Фриц Перлз ввел в обиход новый термин: "гештальт-терапия". Получив признание после второй мировой войны, гештальт-терапия стала революционным направлением в 60-х, и, пережив период упадка после смерти Ф.Перлза, опять укрепила свои позиции. Приятно сознавать, что среди более 250 современных психотерапевтических школ и направлений гештальт-подход прочно занимает третье место после психоанализа и поведенческой терапии.

Любая психотерапевтическая концепция основывается на некоторых представлениях о личности, о норме психического здоровья. Вне зависимости от принадлежности к той или иной школе психотерапии, терапевт в своей работе придерживается конкретной модели, определяющей сущность данных понятий. Содержание данных концептуальных моделей во многом определяет выбор методов и средств терапевтической деятельности, характер профессионального взаимодействия.